Выяснение мотивации кандидатов. Подбор персонала как продажи: 3-ий этап - Искусство задавать вопросы
Прежде, чем оценивать кандидата и интерпретировать им сказанное, необходимо
получить достаточный объем информации,
прояснить индивидуальные смыслы его слов и
уточнить насколько правильно вы его поняли.
В этом нам и помогают вопросы, которые служат следующим целям:
1. Побуждение собеседника к общению
2. Получение информации
3. Побуждение к размышлению
4. Прояснение индивидуальных смыслов
5. Уточнение информации
6. Предоставление обратной связи: перефразирование, отражение чувств, резюмирование
Тренинг продаж предлагает деление вопросов на открытые и закрытые.
Открытые вопросы задаются с помощью вопросительных местоимений:
Что? Как? Когда? Где? Какой? Для чего? Чей?
На открытые вопросы практически невозможно ответить «да» или «нет» или отделаться простой односложной справкой. Они требуют развернутого ответа и наилучшим образом служат первым четырем целям: побуждают к общению, позволяют получить максимум информации за короткий промежуток времени, помогают размышлять и прояснять индивидуальные смыслы слов.
Именно с открытых вопросов рекомендуется начинать общение с покупателем, а в нашем случае с соискателем.
Варианты открытых вопросов
Что для Вас важно в …?
Как Вы предпочитаете ….?
Каковы ваши предпочтения относительно…?
Чего Вы хотите от… ?
Что Вам нравится в …?
Что Вы предпочитаете…?
Что Вы думаете по поводу…?
Как Вы любите …..?
Вопроса «Почему?» рекомендуется избегать, оно связано с обвинениями (в детстве, в школе) и воспринимается как вынуждающее защищаться и оправдываться, лучше спросить «Что привело Вас к такому выводу?», «Как Вы пришли к такому решению?».
Читая резюме, анкеты и беседуя с кандидатом, необходимо помнить о многозначности слов.
Для одного "интересная работа" - это та работа, которая позволяет решать новые и сложные задачи, а для другого - это место, где можно целый день общаться с неограниченным количеством людей, включая личных друзей из социальных сетей.
Индивидуальные смыслы слов требуют их постоянного прояснения. И в этом нам помогают следующие формулы открытых вопросов:
Что для Вас значит ….?
Что Вы имеете в виду под ….?
А что для Вас означает …?
Что Вы под этим понимаете (подразумеваете)?
Закрытые вопросы, это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
С них не рекомендуется начинать взаимодействие, так как они не всегда способствуют развитию беседы и ответы на них, как правило, касаются лишь содержания, заложенного в вопросе.
Закрытые вопросы наилучшим образом служат задачам уточнения информации и предоставления обратной связи говорящему: перефразированию, отражению чувств, резюмированию.
Мы начинаем беседу с открытых вопросов, а затем, получив достаточный объем информации от говорящего, используем закрытые для ее уточнения, обобщения и отражения.
Примеры закрытых вопросов
Вам намерены работать только в крупной компании? (уточнение) Если я Вас правильно понял, Вам важно применять полученные знания в ВУЗе знания, а на существующей работе у Вас нет такой возможности, это так (верно? правильно? да? Вы согласны? (перефразирование)
Вы чувствуете некоторую неприязнь и агрессию со стороны своего руководителя? (отражение чувств)
Если подытожить все сказанное, Вы хотите, чтобы новое место работы находилось рядом с домом, предполагало гибкий график работы и стабильный доход, а карьерный рост и уровень заработной платы в настоящий момент для Вас не столь значимы, это так? (резюмирование)
Далее мы приводим список открытых вопросов для выяснения потребностей и мотивов соискателей.