Формула счастья
Непостижимое, неуловимое, загадочное такое счастье. Кто-то пребывает в эйфории от покупки стиральной машины в кредит, а кто-то безгранично печалится из-за невозможности покупки личного самолета.
Можно ли измерить счастье и установить закономерности, которым счастье подчиняется? Возможно ли управлять переживанием счастья?
Оказывается можно. Еще в 1738 году была предложена швейцарским математиком Даниилом Бернулли (1700 — 1782) «формула счастья». По Бернулли количество счастья — это отношение приобретаемого богатства (прибыли) ко всему богатству, уже имеющемуся у человека в распоряжении.
С = ∆ Б / Б ,
где С — счастье
∆ Б — приращение богатства,
Б – исходное богатство
Эта формула скорее изящная форма представления житейских наблюдений ученого, нежели результат строгих научных экспериментов. Через 97 лет такие эксперименты будут поставлены и «формула счастья» Бернулли найдет подтверждение как частный случай фундаментальной закономерности человеческого восприятия.
В 1834 году профессор физиологии Лейпцигского университета Эрнст Вебер при изучении порогов тактильной и кожной чувствительности установил, что для возникновения минимального различия в ощущениях новый физический стимул должен находиться в постоянном для каждой модальности (осязание, слух, зрение, обоняние, вкус) отношении к исходному стимулу. То есть, чтобы человек почувствовал едва заметное различие, например, в весе двух предметов, которые последовательно кладут ему на ладонь, соотношение масс этих предметов должно оставаться постоянным, независимо от их абсолютных величин.
Итак, было установлено, что мы реагируем на относительную, а не абсолютную величину стимулов.
Позднее Густав Фехнер выразил закономерность, установленную Вебером, в математической формуле, назвав ее законом Вебера:
∆S = const ·∆R/R
∆S – изменение ощущения;
const – постоянная для каждой модальности величина;
∆R– изменение раздражения, впервые вызывающего новое ощущение;
R – величина исходного раздражения.
Итак, наше восприятие зависит не только от абсолютной величины действующего раздражителя, но и от его места в ряду других раздражителей. Степень нашей радости или печали от того или иного предмета или события зависит от отношений, в которых они состоят с другими предметами и событиями, составляющими наш эмпирический мир.